
2025-09-19
В эпоху цифровой экономики ни одна отрасль и ни один человек не могут существовать в изоляции. Цифровая трансформация малых и средних предприятий (МСП) и создание «умных» фабрик предполагают внедрение МСП цифровых технологий для комплексной перестройки и модернизации их операционных моделей, бизнес-процессов и систем управления. Это повышает их конкурентоспособность и способность к устойчивому развитию. Конкретные проявления включают следующие аспекты:
1. Повышение операционной эффективности: цифровая трансформация значительно повышает операционную эффективность, снижает затраты на рабочую силу и увеличивает производительность. Она также облегчает мониторинг и анализ данных в режиме реального времени, способствуя внутреннему сотрудничеству.
2. Укрепление инновационного потенциала: цифровая трансформация предоставляет МСП богатые инновационные ресурсы, способствуя созданию открытых инновационных экосистем.
3. Расширение рынка сбыта: цифровая трансформация помогает МСП осваивать новые рыночные каналы, повышать влияние бренда и поддерживает международную экспансию.
4. Усиление потенциала в области управления рисками: цифровая трансформация дает МСП возможность лучше ориентироваться в рыночных рисках, улучшает управление рисками в цепочке поставок и способствует созданию надежных систем управления рисками.
Следовательно, цифровая трансформация и создание цифровых интеллектуальных фабрик занимают все более видное место в современном развитии предприятий. Этот сдвиг не только означает технологический прогресс, но и представляет собой важный фактор повышения основной конкурентоспособности и достижения устойчивого роста.
Этот проект, одобренный генеральным директором компании и возглавляемый директором завода, изначально ставил во главу угла установление конкретных и перспективных целей в ходе продвижения цифровой трансформации. Эти цели были направлены на всестороннее продвижение цифровой трансформации предприятия путем внедрения передовых информационных технологий, что позволило бы существенно повысить эффективность повседневной деятельности, оптимизировать механизмы распределения ресурсов и существенно укрепить возможности уровня принятия решений. Одновременно с этим инициатива по цифровизации должна быть четко позиционирована как неотъемлемая составляющая корпоративной стратегии, тесно связанная с долгосрочной перспективой развития предприятия и меняющимися требованиями бизнеса. В этих рамках цифровизация не только дает предприятию возможность более точно отслеживать динамику рынка, но и обеспечивает его способностью быстро реагировать на запросы клиентов. Это, в свою очередь, позволяет предприятию укреплять и расширять свою долю рынка в условиях жесткой конкуренции.
I. Установление принципов работы и соответствующих стандартов
В процессе цифровой трансформации и создания цифровых интеллектуальных фабрик необходимо строго соблюдать ряд основных принципов и отраслевых стандартов. Первоочередной задачей является обеспечение стабильности всей информационной системы, предотвращение перебоев в работе, вызванных техническими сбоями, которые могут повлиять на нормальную деятельность компании. Не менее важным является обеспечение безопасности, включая, помимо прочего, безопасность данных, сетевую безопасность и безопасность работы системы. Необходимо внедрить комплексный набор превентивных мер для защиты от утечки информации и несанкционированных атак. С учетом будущего расширения бизнеса не менее важным является масштабируемость, то есть информационные системы должны обладать гибкостью для адаптации и модернизации. Не следует упускать из виду удобство использования системы, поскольку оно напрямую влияет на опыт сотрудников и эффективность их работы. Поэтому дизайн интерфейса должен быть интуитивно понятным и удобным для пользователя, а рабочие процессы — простыми и понятными. Кроме того, все действия по созданию и эксплуатации информации должны соответствовать отраслевым стандартам и техническим спецификациям, обеспечивая совместимость и взаимодействие между системами, а также облегчая будущее обслуживание и модернизацию.
II. Создание организационной структуры
Для эффективной реализации этого проекта необходимо создать прочную организационную структуру. Во-первых, на этапе проектирования высшего уровня следует создать специальный отдел управления ИТ, который будет отвечать за координацию общей ИТ-стратегии, управление проектами и техническую поддержку. Одновременно с этим чрезвычайно важно создать надежные механизмы межведомственного сотрудничества. Это означает, что цифровизация должна не только обеспечить беспрепятственную техническую интеграцию и совместное использование ресурсов между отделами, но и обеспечить тесную координацию с другими подразделениями компании посредством эффективных механизмов коммуникации и сотрудничества. Для дальнейшего повышения научной строгости и авторитета инициатив по цифровизации может быть создан Экспертный консультативный комитет по цифровизации. В состав этого комитета, призванного обеспечить надежную интеллектуальную поддержку и руководство по принятию решений в рамках проектов по цифровизации, войдут высокопоставленные эксперты как из внутренних, так и из внешних источников.
III. Реализация и мониторинг проектов
Реализация проектов является ключевым элементом инициатив по цифровой трансформации и управления проектами по созданию цифровых интеллектуальных фабрик. В ходе реализации предприятия должны создать эффективные механизмы мониторинга, чтобы обеспечить продвижение проектов в соответствии с заранее установленными графиками и стандартами качества. Это предполагает разработку подробных планов реализации, разъяснение обязанностей и создание систем отслеживания прогресса и контроля качества. Одновременно предприятия должны укреплять коммуникацию и сотрудничество с поставщиками, подрядчиками и другими заинтересованными сторонами, чтобы гарантировать беспрепятственную реализацию проектов.
IV. Процедуры приемки и оценки проекта
Приемка и оценка проекта являются заключительным и решающим этапом в инициативах по цифровой трансформации и создании «умных» фабрик. По завершении проекта предприятия должны провести тщательные процедуры приемки и оценки. Это включает в себя проверку результатов проекта, проведение тестирования производительности и опросы удовлетворенности пользователей, чтобы убедиться, что проект достиг поставленных целей и результатов. Благодаря приемке и оценке предприятия могут выявить сильные и слабые стороны проекта, что дает ценные уроки и идеи для будущего развития информационных технологий. Одновременно предприятия должны внедрять системы вознаграждений и поощрений для проектных команд и отдельных сотрудников на основе результатов приемки и оценки, тем самым стимулируя рабочий энтузиазм и креативность всего персонала.
Форма оценки приемки проекта в области информационных технологий
| Название проекта | Дата приемки | Ответственное лицо | Пункты приемки | Результат приемки | Примечания |
| A | 30 июня 2025 г. | Сун Ювэй | 1. Функциональная полнота 2. Тестирование производительности 3. Тестирование безопасности 4. Тестирование совместимости 5. Удовлетворенность пользователей 6. Состояние контроля затрат 7. Состояние контроля качества |
Утверждено | Проблемы или рекомендации |
Информация о деталях оценки приемки проекта
| Серийный номер | Метрики оценки | Критерии оценки | Метод оценки | Результаты оценки |
| 1 | Функциональная полнота | Реализованы ли все необходимые функции? | Провести функциональное тестирование в соответствии с документом требований | проходить |
| 2 | Тестирование производительности | Соответствуют ли время отклика системы, пропускная способность и т. д. стандартам | Тестирование с использованием инструментов тестирования производительности | проходить |
| 3 | Испытания на безопасность | Есть ли уязвимость безопасности в системе? | Проведение тестирования на проникновение, сканирования безопасности и т. д. | проходить |
| 4 | Тестирование совместимости | Производительность системы на разных платформах и в разных браузерах | Тестирование в различных условиях | проходить |
| 5 | Опрос удовлетворенности пользователей | Оценка удовлетворенности пользователей системой | Разработка анкет для анализа опросов | проходить |
| 6 | Статус завершения прогресса | Был ли проект завершен, как и планировалось | Сравните прогресс с планом проекта | проходить |
| 7 | Ситуация с контролем затрат | Превышает ли стоимость проекта бюджет | Сравните затраты с бюджетом проекта | проходить |
| 8 | Ситуация с контролем качества | Соответствует ли качество проекта требованиям | Проверка качества на соответствие стандартам качества | проходить |
V.Трехсторонняя приемка на месте
Окончательная проверка цифровой трансформации была проведена Бюро промышленности и информационных технологий города Далянь с привлечением известной квалифицированной сторонней организации. Компания посетила объект 25 июля, руководствуясь «Показателями проверки уровня цифровой трансформации для малых и средних предприятий (издание 2024 года)», выпущенными Министерством промышленности и информационных технологий. Успешно пройдя проверку независимой организацией, компания успешно завершила приёмку.